Однажды я начала вспоминать песни Владимира Семёновича Высоцкого, в которых он говорит о Боге. И получилась статья. Конечно лучше всего о духовных исканиях поэта Высоцкого может рассказать его творчество. То, что существует объективно, наглядно показывая душу Поэта, ибо Поэт, конечно, пишет ДУШОЙ. А я попробую из фактов собственной жизни представить доказательства Веры в Бога Поэта Владимира Высоцкого, и его влияние на человека.
В 1988 году, работая с театральным коллективом старших классов в одной из московских школ, я написала сценарий по книге Марины Влади - "Прерванный полёт." Во время работы над спектаклем, ребята были потрясены его стихами. Дети многое не знали о творчестве Высоцкого, и я имея на руках книгу "Нерв"- прочла стихи Поэта. Потом мы слушали его песни. И тогда (а это был 1988 год!) ребята меня спрашивали: " А кто такие апостолы, о которых говорит Высоцкий?" "А кто это Архангелы?"
Напомню ключевые слова 80-х: молодёжная политика, ВЛКСМ, коммунистическое воспитание, закон о молодёжи, Советское государство, пятилетка, партия. И вдруг в маленьком сборничке самиздата "Нерв" совершенно непонятные слова: святая святых, благодать, благословенье, иконы, кресты, лампады, малиновый звон, молитвы, крещение, апостол, дьякон, архангелы, ангелы. Не говоря уже об именах божиих - Дух, Христос,Распятый, Божий Сын. Упоминаются и имена Матери Божией: Богородица, Мадонна.
Приложа руку к сердцу - кто тогда знал эти слова, и кто был в церкви, и кто знал про Страшный Суд и апостолов? Имею ввиду нас, людей, неотягощённых духовной жизнью? (Заметьте духовной, а не культурной - это две разные вещи). Нам на работу принесли Евангелие, так мы его прятали, и по очереди читали, а тут вдруг такие слова открыто! Поэт, однозначно, был знаком со Священным Писанием. Конечно, справедливости ради, нужно заметить, что Высоцкий далеко не всегда употребляет священные слова и цитаты к месту( Песня про плотника Иосифа). Извольте: так кто же тогда разрешал относится к религии серьёзно? А насмешки – это пожалуйста! Но что касаемо личности Владимира Высоцкого – он то точно знал о Ком пишет, только не знал – как за это будет больно после смерти. И на мой взгляд ему была очень интересна эта тема. Как и каждому великому Поэту – Духовная тема – Не может быть Не интересной. И опять приложим руку к сердцу и подумаем – у кого ещё в то время была поднята тема Бога и Веры в Бога? Не считая Вознесенского( Юнона и Авось). А имя Божие (и совсем не всуе)? А духовно-философские вопросы? Ведь тогда всё, связанное с Верой было под запретом. Человека, который говорил о Боге без глумления, могли не только не понять, но и просто посчитать душевнобольным.
Многие из нас хорошо помнят, как тогда относились к верующим. И, тем не менее, Высоцкий рискует и поднимает в своих песнях, которые он пел перед огромной массой людей, те закрытые, гонимые темы, которые волновали его самого и тревожили его. И его не забирают в каталажку! Это ли не диво?
( продолжение следует)