Август 2005 Россия: «Добрые и честные» русские не любят трудолюбивых иностранцев… Россия: заменит ли пятидесятнический Фестиваль Иисуса православный Великорецкий крестный ход в Вятке?… Россия: дети вепсов будут факультативно изучать Библию в первой национальной школе в Ленинградской области… Россия: российский дипломат заявляет о необходимости диалога христианства и ислама…
| Россия: заменит ли пятидесятнический Фестиваль Иисуса православный Великорецкий крестный ход в Вятке? Среда, 24 Августа 2005 Церковная жизнь в провинции часто преподносит сюрпризы. Пятидесятническая церковь «Слово Истины» стала элементом религиозной жизни Кирова только в начале 90-х гг., а к 2005 году она является уже одним из центров христианской активности Вятского края. Для Кировской области, которая считается одной из самых консервативных и традиционно православных регионов России, идеология общественного служения харизматов стала примером того, как протестантская церковь способна укорениться в обществе и, по существу, изменить отношение к себе со стороны власть предержащих и даже руководства областного ФСБ - пятидесятники первыми в регионе начали проводить активную миссию и, в конце концов, переиграли свих идейных противников. Демонстрацией реального влияния евангельской общины стало проведение 19-20 августа 2005 года Вятского Фестиваля Иисуса. Изначально Фестиваль, предполагавшийся как ежегодная акция следующая за Великорецким крестным ходом, также включал в себя своего рода крестный ход - уличное шествие и проповедь под открытым небом. Однако в результате переговоров с властями, которые опасались противостояния с православными националистами, было решено проводить Фестиваль в закрытом помещении. Зал (или скорее арену) для этого мероприятия предоставил Кировский цирк, который не подчиняется местным властям, а поэтому, не опасаясь давления со стороны Вятской епархии РПЦ МП, может сдавать свои площади в аренду харизматам. Как и во время аналогичных общественных акций протестантов, таких, как «Ощути силу перемен» в Архангельске, Уфе и Волгограде, на улицах города была размещена реклама Фестиваля. В цирк на музыкальное «прославление», пение евангельских гимнов и проповедь пастора Генри Мадава были приглашены все желающие. Один из фестивальных дней был посвящен пасторской молитве, в которой участвовали церковные лидеры из Кировской области и некоторых других российских крупных церквей (более тысячи верующих), к примеру, Ижевской церкви «Дело Веры» и Пермской церкви «Новый Завет». В цирк на протестантскую проповедь пришло более тысячи человек - членов самой Кировской церкви «Слово Истины» и просто любопытных. Мягкая позиция властей по отношению к подобной публичной акции харизматов во многом объясняется политически выверенной линией, которую проводила лидер церкви и пастор Людмила Брезгина. Роль харизматической церкви в истории конкретной пятидесятнической церкви в данном случае особенно велика. Всем нападкам «сектоведов» Брезгина, бывшая в начале 90-х гг. народным заседателем и судьей, противопоставила жесткое требование соблюдения всех законных прав церкви. В случае ограничения прав верующих Брезгина шла на конфликт и вынуждала представителей власти открыто выразить свои претензии к «Слову Истины». Так, наибольший накал скрытых репрессий против церкви пришелся на период после 2000 года - тогда общину лишали помещений, не пускали ни в один Дом культуры, объясняя это директивой, поступившей от областного ФСБ. В 2002 году Людмила Брезгина пошла на прием к одному из заместителей начальника Кировского УФСБ, сказав, что перед законом и людьми она чиста. В 2003 году Брезгина встречалась с главой УФСБ уже вместе с лидером Российского объединенного союза христиан веры евангельской (в этот союз и входит «Слово Истины») епископом Сергеем Ряховским, после чего отношение к кировской церкви заметно смягчилось. Столь же жесткую позицию Брезгина занимала, когда в прессе появлялись антисектантские статьи, затрагивавшие репутацию пятидесятников. К примеру, газета «Вятский край» опубликовала в 2004 году компрометирующую «Слово Истины» статью, в которой утверждалось, что пятидесятники насильно отправляют евреев в Израиль. Церковь подала в суд, и газета была вынуждена извиниться перед верующими. Однако в настоящее время ухудшение положения протестантских церквей области Людмила Брезгина, как она заявила в интервью автору, связывает с тем, что должность секретаря Вятской епархии РПЦ МП в этот период занял бывший областной уполномоченный по связям с религиозными организациями Александр Балыбердин (ныне - протоиерей). Умение лавировать и находить подход к различным чиновникам стало отличительной чертой церкви «Слово Истины». При крайне антипротестантской политике Вятской епархии (епархия, в частности, собирает чиновников и учителей и демонстрирует им фильм А.Егорцева «Религиозная секта. Свобода от совести») пастор Людмила Брезгина стремится найти общий язык с представителями областной администрации. По ее словам, «есть время действовать, а есть время молчать"». Например, разрешение на проведение Фестиваля Иисуса было согласовано Брезгиной с вице-губернатором области Александром Галицких, который приветствует социальную работу евангельских групп Вятского края. Точка зрения Галицких на деятельность протестантов более либеральна, чем позиция православного специалиста управления регулирования социальных отношений администрации правительства области Александра Березина, непосредственно отвечающего за связи с религиозными организациями. В интервью автору Березин отмечал, что «Слово Истины», бесспорно, является одной из самых энергичных общин в области, однако отнюдь не приветствовал ее стремление провести что-то вроде крестного хода в Кирове. По инерции чиновники, в том числе и Александр Березин, отмечают, прежде всего, влияние «традиционной» баптистской церкви в Кировской области. Однако, как и во многих других российских регионах, численность пятидесятников либо сравнялась с числом баптистов, либо превысила его. По количеству общин «Слово Истины» является самой многочисленной протестантской церковью в области - в ней состоит около 1000 человек в Кирове (их окормляет шесть районных пасторов), а в региональное объединение «Слово Истины» входит более 30 церквей и групп, которые существуют в сельских районах (в баптистское братство входит около 25 церквей). Несмотря на это, кировские баптисты не считают харизматов конкурентами и относятся к ним, как к братьям. Епископ Союза евангельских христиан-баптистов по Кировской области Анатолий Олейник регулярно приглашает Людмилу Брезгину в баптистскую церковь на собрание евангельских лидеров Кирова. Более того, по словам самой Брезгиной, ей -пастору-женщине - разрешали говорить слово с баптистской кафедры. Исключительным для России случаем можно назвать и то, что баптисты принимали участие в организации пятидесятнического Фестиваля Иисуса. Одна из составляющих влияния харизматической церкви и ее воздействия на власть - ее активная социальная работа. Члены общины «Слово Истины» работают в четырех подростковых колониях области (в одной из колоний заключенные издают газету, для чего церковь подарила подросткам компьютер). Под Кировом в деревенском доме действует организованный церковью реабилитационный центр для наркоманов и алкоголиков - в центре находится около 10 чел., которые работают на лесопилке, купленной на церковные средства. Кроме того, бывшие наркоманы посещают наркологические больницы и проводят там беседы с больными при поддержке сотрудников Госнаркоконтроля. Через городской департамент социальной защиты верующие раздают подарки для неимущих, помогают бомжам, посещают детские дома и интернаты. Налажено сотрудничество с городским центром по реабилитации беспризорных детей. Представителям пятидесятнической церкви удается, как и баптистам, читать лекции в школах по программе профилактике СПИДа, наркомании и абортов. От других протестантов пастора Людмилу Брезгину отличает, прежде всего, прагматичный взгляд на проблему власти в России. Она четко разделяет необходимость молитвы за представителей власти от оценки существа самой власти и действий чиновников. На перспективы дальнейших отношений власти и церквей Брезгина смотри с пессимизмом. По ее мнению, «люди, непричастные к власти думают, что вежливый разговор означает сотрудничество, но это не так. Это просто вежливый разговор». По мнению пастора Брезгиной, «когда в стране снова строится империя, то власти выбирают одну идеологию - православную и боятся, что мы пойдем в политику». Поэтому за глаза чиновники проводят совсем другую политику. Для того, чтобы власть изменилась, считает Брезгина, «русский народ должен покаяться за братоубийство, за невинную кровь, то есть репрессии, гражданские войны, убийства царей и т.д.» Пастор утверждает, что «подлость существующей в России власти должна быть разбита Богом, и она будет разбита». Ее подлость, как подчеркивает Брезгина, выражается в том, что «власть стала часто оказывать на верующих давление более хитро и изощренно, она стала менее прочитываемой, и надо просить Бога, чтобы Он открыл ее истинные намерения». Конечно, власть для верующих никогда не будет абсолютно справедливой, она всегда будет обладать изъянами. Таким же образом, и Фестиваль Иисуса никогда не будет альтернативой православному Великорецкому крестному ходу (хотя число активных участников этих акций примерно одинаково). Протестанты и православные живут в совершенно разных мирах, которые конфликтуют между собой. В то же время, как показывает кировский опыт церкви «Слово Истины», даже самые убежденные националисты и консерваторы вынуждены соблюдать цивилизованные отношения с инакомыслящими. Происходит это во многом благодаря тому, что антисектантский пафос многих православных идеологов сталкивается с жесткой личной позицией протестантских лидеров, таких, как пастор Людмила Брезгина. Ее пример показывает, что протестанты способны выиграть в любой ситуации, когда они ориентированы на борьбу за свои законные права и публичное обсуждение проблем, возникающих у евангельского сообщества с православными и властями. Роман Лункин, для «Портала-Credo.Ru» Источник: Портал-Кредо |