Декабрь 2005 Россия: «Экранизация «Мастера и Маргариты» - факт культурной жизни», считает Михаил Дудко… Россия: патриарх предлагает ввести курс семейной этики в российских школах… Россия: диакон Андрей Кураев организует пикет «в защиту русского Рождества» вблизи католического собора… Россия: «Церковь оправдана не тем, что она за демократию, а тем, что она - за Христом», говорит Яков Кротов… Россия: патриарх требует отмены жестких тарифов на церковные службы и Таинства… Америка: суд запретил преподавание креационизма в школах… Америка: порнография - болезнь, губящая современное американское общество… Австралия: англиканская Церковь призвала граждан страны бороться с расизмом… Северная Корея: Ким Чен Ир признал православие полезным и для своего народа…
| Россия: «Церковь оправдана не тем, что она за демократию, а тем, что она - за Христом», говорит Яков Кротов Среда, 21 Декабря 2005 Клирик Апостольской Православной Церкви, ведущий программы «С христианской точки зрения» Радио «Свобода» священник Яков Кротов (www.krotov.info): «Церковь оправдана не тем, что она за демократию, а тем, что она - за Христом» - Вы принимали участие в Антифашистском марше в Москве 18 ноября, и Ваша позиция не совпадает с мнением сотрудника нашего Портала Владимира Ойвина, упрекнувшего православных в нежелании противостоять правому экстремизму. Что бы Вы хотели возразить Владимиру Ойвину? - Да, я тоже принимал участие в Антифашистском марше 18 декабря. Я шел не впереди колонны, я шел без подрясника (который ношу на улице почти всегда), не нес никаких «христианских символов», не рвался выступать «от имени Церкви» и не жалею, в отличие от Вас, что подобные выступления не прозвучали. Мне кажется, что Вы затронули очень интересный вопрос, изложив достаточно традиционную точку зрения: христиане должны быть «представлены» в политике. Если во главе фашиствующего марша шел человек с иконой, то и во главе Антифашистского марша должен кто-нибудь идти с иконой. Мне кажется, что это логика не христианская, а скорее светская, материалистическая. Мне часто приходится слышать упреки: вот, мол, Церковь не выступает в защиту правозащитников, демократии, свободы, поэтому мы ее и не любим и в церковь не ходим. Верующему ясно, что человек, который не ходит в Церковь и ругает ее, потому что не видит священников на митингах своей партии, не станет посещать храма или лучше относиться к Церкви, если вдруг такие священники станут на этих митингах появляться. Человек с настоящими убеждениями не нуждается во внешних подпорках и не обвиняет других, ищет не их помощи, а старается им помочь. Когда мы сокрушаемся, что «голос Церкви не слышен» или слышен не там, где надо, мы рассуждаем по логике власти и силы, по логике авторитета - именно так, как рассуждают фашисты и коммунисты. Когда люди Церкви участвуют в политике, пусть даже прогрессивной, именно как люди Церкви, они побуждают тех, кто придерживается других политических взглядов, ненавидеть Церковь, а тех, кто придерживается близких политических взглядов - глядеть на Церковь свысока либо потребительски. Сегодня демократия сильнее христианства, - вот и Ваша логика основана не на том, что участие христиан поможет демократии, а на том, что участие христиан поможет реабилитировать христианство в глазах неверующих. Но, может быть, нужно добиваться такой реабилитации другими, более кропотливыми путями? Атеисты участвовали в Антифашистском марше, не подчеркивая своего атеизма. Христиане должны поступать так же, как из вежливости, так и из благоразумия. Нельзя превращать христианство, символы нашей веры, в приложение к чему бы то ни было, в средство чего бы то ни было. Церковь оправдана не тем, что она за демократию, а тем, что она - за Христом. Конечно, если какой-нибудь христианин прославится как хороший, нравственный, разумный и успешный политик, это поможет (хотя не слишком) делу проповеди Евангелия. Но то же можно сказать и о христианах - программистах, поварах, спортсменах. Однако, именно для того, чтобы быть хорошим политиком (программистом, поваром, спортсменом), христианин должен выступать не от имени Церкви, а от своего собственного, на себя принимать всю ответственность за победы и поражения, как если бы за его спиной не было Всемогущего Бога. Иначе мы сползаем в пустозвонство, пусть даже демократическое. Политика, в отличие от Церкви, никогда не ставит вопрос по существу. Политика по определению стоит на компромиссах. И этот Антифашистский марш - хороший пример. На нем ничего не говорилось о родстве фашизма и тоталитаризма, ничего не говорилось о фашистской сути как кремлевского, так и московского городского режимов. Было много умолчаний, половинчатости. Конечно, это лучше, чем ничего, но это очень мало гармонирует с христианским духом. Тем не менее, хотя умом я с Вами не согласен, сердцем я Вам скорее благодарен и обещаю в следующий раз прийти на подобный марш или митинг в рясе и с изображением Креста Господня или с иконою. Надеюсь, ради такого случая Вы не будете чураться иконы, и мы с Вами окажемся бок о бок. Источник: Портал-Кредо |