Январь 2006 Россия: «Хроники Нарнии». Способно ли кино расшевелить сердце среднестатистического обитателя постхристианского мира… Россия: у католиков появился собственный церковный суд… Россия: рязанские христиане впервые отметили Всемирный день молитвы за христианское единство… Россия: адвентисты Сибири вяжут детям-сиротам шерстяные носки… Россия: союз православных граждан возмущен «глумлением над евангельской историей»… Пресса: армянские кресты вычеркнуты из истории… Иордания: престарелая иорданка не хочет встретить своего мужа в раю… Ватикан: Бенедикт XVI примет участие в римской экуменической ассамблее… Европа: ученые нашли место для Бога в модели Вселенной… Ватикан: Римско-Католическая Церковь подтвердила свою поддержку теории эволюции…
| Россия: «Хроники Нарнии». Способно ли кино расшевелить сердце среднестатистического обитателя постхристианского мира Понедельник, 23 Января 2006 Христос и Аслан. «Хроники Нарнии» как повод поразмышлять о том, способно ли кино расшевелить сердце среднестатистического обитателя постхристианского мира Александр Солдатов, «Портал-Credo.Ru» Выход в широкий российский кинопрокат фантастико-эпической картины «Хроники Нарнии», снятой по одноименному произведению английского писателя ХХ века Клайва Льюиса, вызвал очередной всплеск споров в церковной среде о том, полезно или нет православным смотреть светское кино, снятое либо прямо по евангельскому сюжету, либо со слишком уж явными намеками и аллюзиями на текст Священного Писания. Пожалуй, наивысшей своей точки такие споры достигли в 1998 году, накануне показа по НТВ скандальной мелодрамы «Последнее искушение Христа». Тогда многотысячные митинги православных проходили по всей России, а особенно - у стен останкинского офиса НТВ, так что до последнего момента сохранялась интрига: покажут фильм или нет. Фильм показали - и протесты сразу же прекратились. «Последнее искушение» с тех пор еще несколько раз крутили по разным каналам, но никто против этого уже не митинговал. Более благосклонно церковной публикой было воспринято появление «документально-художественного» шедевра Мэла Гибсона «Страсти Христовы» три года назад. В этом опыте «евангельского кинематографа» подкупало буквальное следование тексту Писания (Гибсон даже заставил актеров говорить на арамейском диалекте древнееврейского языка); чрезмерная, доходящая до гротеска, натуралистичность, с которой показаны страдания Спасителя и которая способна вызвать отголосок даже в самом черством сердце; и, наконец, трудно скрываемый антисемитизм в подчеркивании безусловной вины еврейского народа в распятии Христовом. Впрочем, в церковной среде последних десятилетий всегда находились как ревностные поборники «популяризации» Евангелия, так и не менее ревностные противники «профанации» священного текста. Главный и очевидный довод первых, то есть поборников, - неспособность современного «технократического» человека понимать высокую поэтику и символику древних текстов; «замусоленность» православной традиции, когда всякие там бытовые «крестины», «поминки», куличи да вербы заслоняют собственно евангельскую Благую весть. Аргументы противников «популяризации» Евангелия кажутся более утонченными и рассчитаны, скорее, на внутрицерковное употребление, причем даже в Церкви такие аргументы понятны, в основном, наиболее «продвинутым» и образованным чадам. Главный довод - несоответствие «киношного» образа, заведомо примитивного и скроенного по лекалам голливудской эстетики, той одухотворенной и овеянной благодатью иконе, через которую Церковь воспринимает и передает свой опыт переживания евангельских событий. Второй довод, подобный первому, - трудности, которые будет испытывать при «воцерковлении» человек, «обучившийся» Евангелию с помощью примитивного и комфортного кинообраза. Ведь в Церкви все всерьез, по-настоящему, «к Первообразному восходит», а в кино, как ни крути, понарошку, с вымыслом и спецэффектом, там - «вся наша жизнь игра». По ведь и то, и другое имеет дело с образом… Впрочем, трудно не заметить, что в последние годы постепенно берет верх первая позиция. Кино обретает права гражданства в Церкви - уже вовсю проводятся православные кинофестивали. Хотя пока собственно церковного фестиваля художественных фильмов еще нет (есть только документальных), но иерархи и клирики РПЦ МП и других Православных Церквей активно и охотно участвуют в жюри различных киносмотров - как тех, в название которых входит слово «православный», так и абсолютно секулярных. Кинопросмотры все чаще устраиваются при храмах, а практически в любой мало-мальски серьезной церковной лавке можно найти большой ассортимент православных фильмов (правда, в основном, пока еще документальных) на видеокассетах и DVD. Думается, этот процесс будет идти по нарастающей, и «рамки дозволенного» будут постепенно расширяться - не без некоторого влияния западной традиции христианского кинематографа. «Хроники Нарнии» как раз и являются ярким порождением этой традиции. Авторы фильма не пытаются скрыть его христианский подтекст, наоборот - всячески подчеркивают его, пытаясь бросить чуть ли ни мировоззренческий вызов модной нью-эйджевской мистике в стиле Гарри Поттера. Но, с другой стороны, законы жанра есть законы жанра, и «Хроники Нарнии» несут на себе немало родимых пятен голливудского стиля «фэнтези». Это, по-видимому, и разделило идеологов РПЦ МП в их оценках нового эксперимента по проповеди Евангелия, где в роли Христа выступает живой лев, с экранов престижных кинотеатров. Так, рекомендует фильм к просмотру православным большой поклонник Льюиса диакон Андрей Кураев (и это несмотря на то, что сам писатель, как утверждают исследователи, был против экранизации «Хроник Нарнии»). А вот против такого просмотра, особенно православными детьми, выступил сотрудник ОВЦС МП протоиерей Александр Макаров, чья позиция, вроде бы, должна быть ближе к официальной точке зрения церковного руководства в целом. Главная претензия о. Александра к фильму как раз и состоит в злоупотреблении стилем «фэнтези», который «засоряет» мозги «всякими фантазиями», совершенно произвольно пристегнутыми к Евангелию. Впрочем, о. Александр допускает просмотр фильма в нецерковной среде, он только призывает оградить от него детей церковных родителей, которые должны изучать Священную историю по разного рода «детским Библиям». С точки зрения стороннего наблюдателя, весь этот спор - «полезно - неполезно» - кажется исключительно эстетским. Современный - как западный, так и российский - мир настолько далек от Евангелия, что даже образ льва Аслана, если серьезно к нему отнестись, станет для этого мира откровением. Только вот серьезно к нему отнесутся очень немногие… Источник: Портал-Кредо |