Май 2006 Россия: в год Моцарта издательство ББИ выпустило книгу «Богословие и музыка. Три речи о Моцарте»… Россия: проблемы экуменизма обсуждались на презентации книги Оливье Клемана «Рим - взгляд со стороны»… Греция: в Каннах ожидается премьера фильма о чернокожем Христе… Англия: церковь критикует Мадонну за то, что она себя распяла… Америка: бывший госсекретарь Мадлен Олбрайт упрекает Буша в религиозном абсолютизме… Португалия: журналист получил вторую премию Темплтона как лучший автор, пишущий о религии… Индия: Нью-Дели недоволен заявлением Папы Римского о религиозной нетерпимости в Индии… Польша: во время визита Папы Римского запретят продажу алкоголя…
| Россия: проблемы экуменизма обсуждались на презентации книги Оливье Клемана «Рим - взгляд со стороны» Среда, 24 Мая 2006 Презентация русского перевода книги известного французского православного богослова Оливье Клемана «Рим - взгляд со стороны» состоялась 22 мая в Культурном центре «Духовная библиотека» в Москве. Книга имеет подзаголовок «Православное восприятие идеи первенства римского епископа», поэтому естественно, что ее представление вызвало дискуссию о проблемах экуменизма. Труд О. Клемана переведен на русский язык клириком Москвоской епархии протоиереем Алексием Гостевым. О. Клеман (род. в 1924) - французский православный богослов, профессор Свято-Сергиевского института в Париже. Широко известен как знаток Предания Церкви, приверженец христианского единства. В книге «Рим - взгляд со стороны» Клеман пытается выявить причины разделения Церквей, найти способы их устранения, выработать оптимальные формы межконфессионального диалога, как отмечается в аннотации к книге. Сам О. Клеман пишет, что книга для него стала ответом на приглашение Папы Иоанна Павла II, который в энциклике «Ut unum sint» предлагает православным совместно обсудить проблему примата Римского епископа. В этом ракурсе автор отмечает важность исторического опыта и богословского видения Неразделенной Церкви. Затем он рассматривает различные пути эволюции христианского Запада и христианского Востока. В заключении Клеман формулирует то, что, вопреки этим различиям, делает возможным и необходимым достижение единства. Представляя книгу, переводчик протоиерей Алексий Гостев напомнил, что автор выпустил книгу в 1997 году, почти 10 лет назад. Это было время «экуменического воодушевления», «католическо-православный диалог был в это время достаточно оживленным». Это была «эпоха надежд на сближение», связанных с юбилейным, 2000 годом христианства. Однако через 10 лет ситуация изменилась, отметил о. Алексий, «многие надежды не оправдались, сближение дошло до своего возможного на этот момент максимума, и наступила некоторая стабилизация». Таким образом, «изменился контекст, но остался текст Оливье Клемана», который нужно было прочитать в новых условиях. Однако текст не утратил своей актуальности, считает о. Алексий, ведь заповедь христианского единства - одна из тех, которые ученики Христа «исторически хуже всего смогли исполнить». А книга Клемана приглашает, побуждает к диалогу на эту тему. Тема христианского единства была ключевой и в выступлении представителя Католической Церкви - диакона Антонио Санти, основателя христианской благотворительной организации «Каритас» в России. Он говорил о реалиях французской религиозной жизни, с которыми хорошо знаком, и о той атмосфере взаимопонимания между православными и католиками во Франции, которая, по его мнению, и позволила Оливье Клеману написать свою книгу. «Это книга друга, который прекрасно понимает, как трудно сейчас быть католиком», - отметил А. Санти. Ему близка одна из главных идей автора книги о том, что православные и католики, сохраняя свою идентичность, вместе должны «преодолевать современность изнутри, дать решительный ответ существованию зла, осмыслить с богословской и духовной точки зрения планетарную глобализацию и духовно обеспечить единство» (цитата по представленной книге Клемана). С высокой оценкой книги выступили историки Александр Ефремов и Сергей Сергеев. Первого книга «поразила», так как, по его признанию, он думал, что «с экуменизмом в Православной Церкви уже покончено, во всяком случае, очевидно, что он не очень приветствуется». Книга Клемана дает надежду на то, что вопросы экуменизма можно обсуждать открыто, в духе христианской любви, а препятствия, кажущиеся непреодолимыми, могут быть преодолены с верой, что «невозможное человекам возможно Богу». Ефремов нашел в книге Клемана множество малоизвестных фактов, например, об отношении римских понтификов к православию, которое было зачастую не только заинтересованным, но и «теплым», и даже «трогательным». Историк выразил сожаление, что эти факты не известны широкой православной общественности. Сергей Сергеев, специалист по истории русской мысли ХIX - нач. XX вв., счел основную идею Клемана «наивной». «Соединение Церквей - утопическая мечта гимназиста четвертого класса», - привел он к месту цитату из В.В. Розанова. Историк убежден, что, в силу совершенно разных культурно-исторических типов ментальности, Восточная и Западная Церкви никогда не соединятся. Однако он предложил пересмотреть представление о единстве: не ждать несбыточного единения «в унисон», а увидеть уже существующее de facto единство в «гармонических отношениях плодотворной борьбы», что отнюдь не исключает «большого поля для совместной деятельности» перед лицом секулярного мира . Может, в таком состоянии, сохраняя «яркие контрасты», Церкви и дают «полноту христианства», предположил С. Сергеев. С этого момента «утопизм» экуменического движения стал основной темой дискуссии. Для о. Алексия очевидно, что речь не может идти о «механическом единстве» Церквей, но он напомнил, что Христова заповедь о единстве - это максима, идеал, но «если его не иметь, мы не совершим тогда и небольшого восхождения», зато неизбежно окажемся в «тупике конфессионального самоутверждения». Выходу из этого тупика, «общему опыту оздоровления» способствует процесс взаимного познания, к чему и призывает О. Клеман в своей книге. Насельник Свято-Данилова монастыря, иеромонах Иона (Займовский) также считает представленную книгу «кирпичиком в деле столь необходимого диалога». По его мнению, «предвзятая категоричность» в православных исследованиях католицизма противоречит духу евангельской любви и «не соответствует времени». О.Иона разделяет мнение, высказанное о. Алексием и писателем Андреем Тавровым о том, что подлинные экуменические контакты наиболее плодотворны на уровне личного общения православных и католиков, а также взаимодействия церковных общин и организаций. «Позиция живого интереса к Католической Церкви, христианской любви, так свойственная о. Александру Меню и Оливье Клеману, поможет православным преодолеть те кризисные явления, которые мы сейчас наблюдаем», - отметил о. Иона. Источник: Благовест-инфо |