Россия: румыны и поляки на фестивале «Золотой Витязь» Пятница, 02 Июня 2006 Два фильма - румынский и польский, показанные на XV Международном кинофоруме «Золотой Витязь» в Серпухове, очень разными средствами касаются похожей темы: противостояния человеческого духа и государственной машины. Первый фильм - «15» (Румыния). Режиссер Серджиу Николаеску. Сценарий Серджиу Николаеску, Димитру Раду Попеску. В ролях: Мариника - Кристиан Якоб, Ирена - Майя Моргенстерн, Имола - Иоанна Молдован, Хильда - Михаэла Радулеску, Нина - Даниэла Нане. Премьера в Румынии - 21 октября 2005 г. Приз «Бронзовый Витязь» в номинации «Художественный фильм» XV Международного кинофорума «Золотой Витязь» (2006) «Грустный, но реалистичный фильм» о румынской революции 1989 года представил известный кинорежиссер Серджиу Николаеску. Он сам был участником революции, но испытал разочарование ее результатами. Осмысление прошлого и настоящего своей страны режиссер выразил беспощадным фильмом »15». В картине два пласта времени. Уроженка Румынии, а ныне французская журналистка Ирена (актриса Майя Моргенстерн, исполнившая роль Девы Марии в «Страстях Христовых») в декабре 2004-го - через 15 лет после свержения режима Чаушеску - едет на родину писать статью о том, как живет новая Румыния. Самообогащение властных структур и коррупция - так характеризуют новую реальность окружающие, с которыми беседует Ирена. Журналистка хочет проследить судьбу ребенка, о котором 15 лет назад писали газеты: мальчик родился прямо в соборе Тимишоары в дни уличных столкновений, а его мать и отец погибли. Действие второго временного пласта разворачивается в Тимишоаре в декабре 1989 года - именно тогда произошло восстание против режима Чаушеску, и в этой истории до сих пор слишком много белых пятен. Моряк Мариника (Кристиан Якоб) - бесшабашный весельчак и выпивоха - возвращается после отлучки к беременной подруге Имоле (Иоанна Молдован). Они собираются обвенчаться, но ничего не выходит - мало того, что на дворе Рождественский пост, так еще и хмельной Мариника еле стоит на ногах. У Имолы начинаются схватки, и Мариника, пробираясь сквозь уличные толпы, торопится с ней в больницу. На улицах Тимишоары - столкновения демонстрантов с полицией (Николаеску мастерски поставил массовые сцены). В Маринику стреляют, он падает на асфальт. Раненый Мариника очнется в наглухо закрытом грузовике, обнаружив себя среди 42 трупов, которые везут уничтожать по приказу высших чинов румынских спецслужб. Ни отчаянные крики о помощи, ни свидетельство работника крематория, что среди разгружаемых тел - одно теплое, не трогают сердец руководителей операции. Один из самых важных и выразительных эпизодов начинается воплем отчаянной души к Богу. Еле живой Марин из последних сил взывает: «Господи, спаси меня!», и (что это, чудо?) вскакивает и бежит, да так, что агенты «Секуритате» ничего не могут поделать. Начинается впечатляющая погоня. Зрителю, чьи чувства режиссер все это время не щадил, насмотревшемуся, как бедный Мариника ползал в душной машине по трупам, так хочется поверить, что вот он, вырвался, успел прыгнуть на крышу уходящего поезда, смог не утонуть в декабрьской ледяной воде, сброшенный в реку с моста. И что обвенчался, наконец, со своей Имолой… Однако нет… «Какой сон…», - стонет Марин, лежащий все в той же груде мертвых тел. Ему, совсем не участнику революции, суждено стать ее невинной жертвой, испив страдания до конца, и живому отправиться в печь. Кадр с иконой на стене крематория перед эпизодом страшной смерти Марина позволяет надеяться, что режиссер не оставил своего героя без предсмертного упования, а его мучения не лишил духовного смысла. Так горячо любившая своего моряка Имола рожает ребенка прямо в соборе, куда она успела вбежать, спасаясь от уличных столкновений, и там же умирает. …Французской журналистке удается выяснить, что сын Мариники и Имолы (а это именно он) «был очень хорошим», прошел детский дом и тюрьму (туда он попал за кражу свитера), а сейчас стал одним из беспризорных обитателей городской канализации. Но сострадательной Ирене и 15-летнему подростку не суждено встретиться. Новая власть вершит человеческие судьбы не милосерднее прежней - во время облавы на беспризорников им предложено покинуть подземные убежища - под угрозой, что канализационные люки будут заварены. Подавляющее большинство детей выходит наружу. Но не мальчик, которого ищет Ирена. Угроза приводится в исполнение, и сын повторяет участь своего отца… Но если в смерти Марина есть свой смысл, связанный с терпением страданий и - хочется надеяться - перерождением героя, то конец его сына кажется нелепым и бессмысленным. И заставляет испытать чувство растерянности от такого финала. Все утешение, достающееся ребенку подземелья - попадающий в его руки медальон отца. Он не распознает голоса, обращенного к нему с любовью - голоса Ирены, желавшей обрести его вместо собственного погибшего сына (героиня Майи Моргенстерн не побрезговала спуститься для этого в канализацию). Подросток отвечает скептической усмешкой в ответ на призыв милосердия и любви, раздавшийся под землей. Видимо, потому, что он ребенок, которого никто никогда не любил (кроме родителей, когда он был еще в материнской утробе). Второй фильм - телевизионный фильм «Чудом спасенный» (Польша). Режиссер Януш Заорский, автор сценария Анджей Мулярчик. В ролях: Миколай Бесага - Мариан Опаня, Лола Катафалк - Эва Каспшик. Премьера в Польше - май 2004. Гран-при, а также приз актеру Мариану Опане за лучшую мужскую роль на фестивале телевизионных фильмов «Золотая шкатулка» в Пловдиве (Болгария). Сценарий о старике, самостоятельно возводящем часовню в коммунистической Польше 1960-х, был написан Анджеем Мулярчиком 40 лет назад. Разумеется, в тех временных условиях картину на подобную тему снять было невозможно. Представляя телевизионный фильм «Чудом спасенный» на кинофоруме «Золотой Витязь», Януш Заорский подчеркнул: «Я выступаю от имени неизвестного режиссера, который сказал бы все это тогда». Действие фильма происходит в 1964 году в польской провинции. Набожному ревнителю нравственности Миколаю Бесаге (Мариан Опаня) в один прекрасный день показалось, что он умирает. И тут старик вспомнил, что не выполнил обет двадцатилетней давности: поставить небольшую часовню в честь Богоматери за то, что чудом спасла его, тяжело раненого, на войне. «Это все Сталин виноват», - решает он, и, недолго думая, вскакивает с одра болезни и бежит исполнять обещание. Миколаю для осуществления плана нужны помощники. Один из сыновей - секретарь парткома, ему клерикальная затея отца определенно испортит карьеру. Дочку скорый на расправу Миколай прогоняет за «аморальное» поведение. И даже местный ксендз сказал, что не станет освящать часовню, иначе государство не даст ему кровельного железа на ремонт крыши костела. Все отмахиваются от чудаковатого деда, а он упрямо твердит, что осуществит задуманное и никто не помешает его спасению. И тут Миколай решает использовать в качестве рабочей силы проститутку по прозвищу Лола Катафалк (Эва Каспшик). Она прибыла в городок в числе других двадцати женщин для трудового перевоспитания и уже облюбовала вдовца Миколая как потенциальную «жертву» для выкачки денег. Как следует потрудившись, Лола и Миколай за ночь возводят на берегу озера постамент и устанавливают на нем статую Божьей Матери. Наутро приезжают представители власти, которые требуют снести «самовольную постройку», а проплывающие на лодках по озеру горожане изумляются неизвестно откуда взявшейся часовне и благоговейно крестятся. Общение с Лолой ударяет по репутации Миколая, слывущего моралистом. Соседи и родственники теперь считают его ханжой и старым распутником. Но старика это нисколько не смущает. Для него главное, чтобы часовню в честь «его Спасительницы», как он называет Деву Марию, не тронули коммунисты. Отзывчивая Лола помогает ему перехитрить противников. Постепенно между этими двумя людьми зарождается настоящее чувство, и Лола духовно изменяется. Телефильм «Чудом спасенный» открывает цикл картин «Любовь Польши», в основе каждой из которых - нетипичная история любви. По словам режиссера Януша Заорского, «любовь никогда не бывает слишком поздней». Януш Заорский. Фото «Благовест-инфо»Можно утверждать, что режиссер проделал данным фильмом некий эксперимент - показал высокий порыв души средствами «низкого» жанра комедии. Это позволило создателям картины найти удивительную интонацию - рассказать о стойкости в вере одних и предательстве других, никого не осудив, не ударившись в пафос, избежав прямолинейности и однозначности. Фривольные сцены и диалоги здесь работают на режиссерский замысел - не дают воспринимать главного героя - Миколая Бесагу - как скучного и сурового блюстителя нравов. Резкость его характера смягчается юмором и прочитывается скорее как экстравагантность. В картине снялись известные польские актеры. Мариан Опаня работал не только в театре и кино, но также на эстраде и в кабаре. Эву Каспшик режиссер картины в свое время впервые встретил в Гданьском театре. Ирина Стовбыра Источник: Благовест-инфо |