Ватикан: ученые наблюдают за звездами в Аризоне Воскресенье, 04 Июня 2006 В наблюдательном пункте на вершине самого высокого пика в южной Аризоне о. Хосе Фунес раскладывает ватиканский телескоп - всю ночь он будет наблюдать за процессом формирования галактик и рождением новых звезд. Фунес - астроном и священник-иезуит - один из дюжины ученых (по большей части также иезуитов), которые входят в состав Исследовательской группы обсерватории Ватикана. Эта группа управляет телескопом в Аризоне и занимается продвинутыми исследованиями в области астрофизики, космологии, наблюдениями за нашей галактикой и тем, что находится за ее пределами. Немногие католики и немногие американцы знают, что Ватикану принадлежит телескоп в Аризоне, или что Католическая Церковь вообще занимается научными исследованиями. Но сами священники-ученые считают себя мостом, соединяющим науку и религию. Они часто выступают с мощной критикой «креационизма» и теории «разумного проекта вселенной». Сторонники этих теорий считают, что многие природные явления слишком сложны для того, чтобы возникнуть в результате естественного отбора, и должны были быть «спроектированы» кем-то, кого можно назвать Богом. Как и другие священники-ученые, Фунес старается не смешивать науку и религию. «Когда я преподаю в Университете Аризоны, я говорю своим студентам: «Я священник, иезуит. Но мы будем заниматься наукой, а наука изучает естественное, а не сверхъестественное», - говорит о. Фунес. Фунес изучал астрономию в университете на своей родине - в Аргентине - когда почувствовал призвание стать священником. Сегодня он работает над описанием формирования и эволюции галактик, находящихся на расстоянии в 100 млн. световых лет от нашей планеты. К тому моменту, когда работа на проектом будет завершена, Фунес изучит около 400 галактик. Несмотря на известный всем конфликт между инквизицией и Галилео Галилеем в XVII веке (ученый и Церковь были разного мнения относительно того, вращается ли Земля вокруг Солнца), Католическая Церковь уже давно поощряет развитие науки, и в особенности астрономии, говорит о. Крис Корбалли, британец и вице-директор Ватиканской обсерватории. Анджело Секи - иезуит, живший в XIX веке, известен, как «отец астрофизики». Теория, сегодня известная как «теория большого взрыва», была впервые предложена в 1933 году другим священником, Жоржем Леметром. ДРУЗЬЯ НАУКИ В 1891 году Папа Лев XIII основал Ватиканскую обсерваторию, которая расположилась прямо за куполом св. Петра в Риме. Папа хотел продемонстрировать, что Церковь не враждебна по отношению к науке. К 1935 году электрическое освещение Рима сделало невозможным наблюдение за звездами в Ватикане, и обсерватория переехала в Кастельгандольфо - место, где находится летняя папская резиденция. К 1970 году «световое загрязнение» распространилось и на Кастельгандольфо. Было решено основать исследовательскую базу в штате Аризона. Телескоп на вершине горы Грэм - пика высотой более 3 км, был открыт в сентябре 1993 года. Сухой и чистый воздух окружающей горы пустыни делает это место идеальным для астрономических наблюдений. Это первый в мире телескоп, в котором использовано зеркало, изготовленное при помощи керамической заливочной формы - эту технологию изобрели в Университете Аризоны. Всего в нескольких ярдах находится собственный телескоп университета - он значительно крупнее. Двойной телескоп оснащен двумя гигантскими зеркалами, которые действуют как бинокль - с его помощью можно было бы читать газету, находящуюся на расстоянии в 5 миль. Корбалли говорит, что может быть, это естественно для священников - проявлять интерес к небу, однако ни у него, ни у его коллег, вера не влияет на науку. «Я пользуюсь той же методологией, что и мои коллеги - не иезуиты, с которыми я работаю, -- говорит клирик. - Но вот оказывает ли влияние на мое восприятие науки то, что я иезуит? Конечно, да. Это великая радость - работать и познавать созданную вселенную, вселенную Творца». О. Билл Стегер, астрофизик, у которого также есть научные степени в области богословия и философии, говорит, что между его призваниями иногда возникают «трения», но не конфликты. «Если мы верим в то, что Бог - Творец вселенной, мы должны понимать, что Бог отражается в том, что творит, - говорит ученый. - Мы немного знаем о Боге из Писания, но намного больше - из Его творения, которое включает в себя нас самих, природу, искусство, красоту, доброту вселенной и ее трагизм». Опросы общественного мнения показывают, что значительная часть американцев скептически относятся не только к теории эволюции, но также и к теории большого взрыва, описывающей возникновение вселенной и пользующейся поддержкой в научном сообществе. К примеру, по данным опроса, проведенного в 2005 году фондом Pew Research, 42 % жителей США заявили о своей вере в то, что «жизнь на земле в ее нынешнем виде существовала с начала времен». Такая слепая вера людей в то, что описание сотворения мира в книге Бытия следует понимать буквально, основана на невежестве, убежден Стегер. «Эта теология очень примитивна. У них нет адекватных инструментов для того, чтобы интегрировать свою религиозную традицию в реальном мире», - говорит он. По мнению Корвалли, разрыв между наукой и религией очень опасен для общества и мира: «Когда две правды находятся в оппозиции друг другу, это очень болезненно. Мы живем в мире, где нам нужно хорошо понимать природу для того, чтобы правильно жить рядом с ней». Алан Элснер, «Reuters» Перевод «Благовест-инфо» Источник: Благовест-инфо |