Сделать стартовой cтраницей   Добавить страницу в закладки Сегодня: 06 июня 2025г от Р.Х. 
Светильник - живые христианские ссылки
…вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек! (Евангелие Иоанна 19:5)

Комментарий: Пилат велит бичевать Иисуса. Воины сплетают из колючек терна венок, надевают Ему на голову и набрасывают на Него пурпурный плащ. Они подходят к Иисусу и со словами: да здравствует… далееКомментарии.

 

Поиск в каталоге

 Новости отовсюду

Январь 2007
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Россия: у российских католиков появился первый официальный сайт…
Россия: по данным социологов, российское секулярное сознание намного страшнее западного
Россия: ненависть Эстонии ко всему советскому имеет «бесовскую природу», заявляет епископ Ряховский…
Россия: в школах Татарстана никогда не будут преподавать какую-либо одну религию…
Россия: Павел Любимцев признался в том, что он не православный…
Россия: в праздник Крещения в кофейных автоматах появится освященная вода…
Россия: Дмитрий Дюжев после роли отца Иова в «Острове» решил постричься в монахи…
Россия: Дмитрий Дюжев опровергает «скандально-лживую новость» о своем уходе в монастырь…
Англия: британские индусы добиваются легализации свастики…
Англия: ученые планеты переводят вперед Часы Апокалипсиса…
Индия: христиане и мусульмане протестуют против проведения упражнений йоги в школах…
Шри-Ланка: пастор застрелен силами безопасности за то, что «не остановился по их требованию»…

Россия: по данным социологов, российское секулярное сознание намного страшнее западного

Четверг, 18 Января 2007
Кризис западного христианства и преобладание секулярного сознания, носители которого не относят себя к какой-то определенной Церкви, являются в церковных кругах России наиболее известными характеристиками современной европейской цивилизации. Наличие секуляризма в России признается журналистами и политологами скорее формально, чем осознанно, потому что понять, в чем заключается секуляризм довольно трудно, если государство тесно сотрудничает с Православной Церковью, а большинство населения выступает за «традиционные» ценности и в принципе поддерживает авторитет господствующей РПЦ МП. Религиозное сознание россиян так и остается пока неразгаданной загадкой - насквозь православное население не желает учить «Закон Божий», а лучшая часть народа - интеллигенция - скептически, как и до революции 1917 года, относится к церковным инициативам. При этом Церковь и интеллигенция продолжают обвинять друг друга в народных бедах.

Любое социологическое исследование, которое проводилось в российских регионах в постсоветский период, создавало противоречивое впечатление о том, что такое русская духовность и массовое русское религиозное сознание. Самое последнее подобное исследование «Религиозность в России в 90-е годы XX - начале XXI века», проведенное Д.Е. Фурманом и К. Каариайненом в 1991-2005 гг., говорит о резком увеличении влияния РПЦ МП по сравнению с серединой 1990-х годов. Если в 1996 году «очень хорошо» и «хорошо» к РПЦ МП относилось 88 % опрошенных, то к 2005 г. их количество увеличилось до 95 %. Кроме того, больше 80 % респондентов положительно относятся к созданию радио- и телепередач православной направленности. В 2005 году также 72 % населения поддерживает идею о том, что РПЦ МП должна обладать привилегиями, тогда как в 1996 году только 51 % был согласен с такими привилегиями. Число сторонников обязательного внедрения курса ОПК возросло к 2005 году до 24 % (в 1996 г. - 11 %). Вместе с тем, эта подавляющая «церковность» населения оказывается тесно связанной с антидемократическими настроениями. К примеру, если в 1996 г. с тем, что все религии должны обладать равными правами в России, согласились 70 % респондентов, то в 2005 г. это количество снизилось до 53 %, то есть почти на 20 %.

Однако «авторитет РПЦ МП» является общественно значимой идеей, которая воплощается порой гротескно и даже совсем безрелигиозно. Внутренне содержание тотальной «церковности» хорошо раскрывает представление населения о том, что такое «духовность». Такое исследование провел Фонд «Общественное мнение» (опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 16-17 декабря 2006 г. 1500 респондентов). Прямо с «церковностью» (с верой в Бога, религией, Церковью) духовность ассоциируется только у 25 % респондентов. 21 % опрошенных считают, что духовность - это совокупность положительных моральных качеств человека. 8 % участников опроса полагают, что духовность - это, прежде всего, интеллектуальное богатство человека, его ум, кругозор, культура, воспитанность. 7 % - что это некие «душевная чистота, мир, гармония», 10 % полагают, что духовность это внутренний мир человека, «богатство души», а 5 %, что это стремление к самосовершенствованию. Безусловно, исходя из этих данных, нельзя сказать, что только 25 % россиян имеет представление об организованной религиозной жизни, а значит, по большей части относит себя к Православной Церкви. Православными скорее назовут себя все те, кто знает, что такое духовность - таких, согласно опросу ФОМа, 91 %.

Одним из уникальных выводов исследования Фонда «Общественное мнение» является то, что для «верующих» духовность сегодня выросла по сравнению с советским временем - так считает 46 % из тех, кто ассоциирует духовность с Церковью и верой в Бога, а для других групп респондентов духовность упала - так полагает 70 % представителей других групп. Причем, меньше всего духовности в современной России для тех 8 %, которые полагают, что духовность - это культура, интеллект, воспитанность. Среди них 11 % полагают, что духовность растет, а 73 % - что она сегодня упала. Парадокс заключается в том, что поддержка РПЦ МП и антидемократических тенденций среди населения вполне сочетается с признанием того, что тотальная «церковность» вредит «духовности» в форме культуры, воспитанности, обычной человеческой морали.

Парадоксальное сопоставление данных социологов совсем не означает, что церковная жизнь действительно вредит культуре и морали. Это говорит лишь о том, что существует в России определенный феномен сознания. Яркой иллюстрацией его являются конфликты, возникающие тогда, когда верующие хотят открыто, публично заявить о своей вере в широком социальном пространстве и действовать соответственно с ней. К примеру, за свои умеренно «антисектантские» взгляды пострадал известный лидер проекта «Гнев» из Великого Новгорода Александр Чаусов. В своей статье «Виновен в Православии. Приговор окончательный, обжалованию не подлежит» он даже не возмущается факту притеснения православных, а не может понять, что произошло. Дело в том, что на одном экзамене по предмету, который Чаусов сдавал на кафедре журналистики в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого, ему поставили «хорошо». Преподаватель-правовед, работник прокуратуры, в устной форме сказал Чаусову, который известен своими громкими высказываниями в защиту православия: «Вы отлично знаете материал, но я ставлю вам «четверку» потому, что вы склоняетесь к православному фундаментализму». Чаусов, привыкший уличать «сектантов» в нарушении закона, отмечает: «Получается, что я виновен в своем Православии и понес за это справедливое наказание путем снижения мне отметки. И это говорит мне не просто преподаватель, а государственный чиновник и правовед. Вот такая ситуация. В стране, где президент берет благословение у своего духовника, где провозглашается свобода вероисповедания, а дискриминация по религиозному признаку является преступлением, я получаю «плюху» от хранителя законности и правопорядка».

Другой подобный случай произошел с христианкой протестантского вероисповедания, профессором Пермской государственной медицинской академии (ПГМА) Надеждой Гаряевой. Она является членом пятидесятнической церкви «Новый Завет» из Перми. В сообщении Славянского правового центра говорится о том, что ей был объявлен выговор не только за участие в съемках рекламного ролика церкви ХВЕ «Новый Завет», но и за лекцию «Происхождение человека: правда и вымысел». Во время лекции Гаряева позволила себе убеждать студентов в том, что помимо теории Дарвина право на существование имеет библейская история о создании человека в результате Божественного акта творения. Самое существенное даже не в том, что ректор ПГМА И.П. Корюкина объявила профессору-пятидесятнице два выговора и назвала ее взгляды антинаучными - буквальный креационизм большинство ученых считают мифом. Самое парадоксальное, что ректор ПГМА на основании доносов, поступивших на Гаряеву, сделала вывод о том, что ее библейские взгляды псевдонаучные и псевдохристианские, а поступает она «аморально».

И социологические исследования, и общественная дискуссия вокруг церковных инициатив о внедрении православной культуры в разные сферы жизни во многом позволяют говорить о том, что в России появился свой антидемократический, «дикий» и изощренный, секуляризм, который формировался в советское время, и в настоящее время проявляет себя в полной мере. В отличие от более плюралистичного и объяснимого с точки зрения либерального общества европейского секуляризма, российский обладает целым рядом оригинальных черт. Эти черты таковы.

Прервана традиция веры - есть лишь очень тонкий слой верующих в нескольких поколениях, и практически полное отсутствие (в результате советских гонений) целых массовых социальных слоев населения, которые исторически считают себя верующими во многих поколениях и регулярно посещают церкви.

Боязнь веры - отсутствие культуры разговора о вере, представление о том, что публично говорить о вере не совсем прилично, так как в этом есть доля фанатизма, верой должно заниматься духовенство.

Неприятие инославия - если православие считается лишь неуместным в светских учреждениях, то другие христиане трактуются вовсе как «духовные враги», потому что пытаются привлечь к организованной вере, которая непривычна, и лишают боязни перед верой, а это психологически уже создает большое отличие от окружающих людей.

Отделение «православности» от веры - те, кто высказывают свою приверженность РПЦ МП, но могут и не верить в Бога вполне; это светские люди, живущие в «православной по культуре стране», не имеют «традиционных» для России основ морали.

Внешняя вера - вполне достаточным для большинства населения оказывается упоминание Церкви президентом, губернаторами, депутатами Госдумы РФ, а также пышные репортажи на телевидении и в печатных СМИ.

Осознанно или нет, россияне подчиняются эффекту «патриотической толпы» и готовы на словах признавать величие этого телевизионного православия. Однако в том случае, если православная идеология будет внедряться авторитарно, то противоречия российского сознания будут лишь углубляться, «церковность» будет еще более отдаляться от «духовности», православие перестанет восприниматься в качестве веры. А, значит, любой россиянин интуитивно решит, что для спокойной жизни в обществе, где он ничего не решает, лучше рассказать социологу о православии так, как о нем говорят на центральных телеканалах.

Роман Лункин

Источник: Портал-Credo.ru

 
 Баннерики   



Добавь свой
баннерик



Христианская веб-студия
«Хорошие Новости»
© 1999—2016
О проекте · Поддержать · Контакт
Хостинг предоставлен
.masterhost

Rambler`s Top100 Service TopList Чистый интернет - logoSlovo.RU Рейтинг от сайта uucyc.net