Декабрь 2007 пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс | | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Россия: первая конференция, посвященная исламским интернет-СМИ на русском языке… Россия: презентация книги, определяющей лютеранство как традиционную конфессию… Россия: многодетная мать отказалась от медицинских полисов, чтобы оградить своих малышей от «нечистой силы»… Россия: прошло первое вручение премии Саввы Сторожевского «За вклад в будущее России»… Великобритания: имя Мохаммед стало вторым по популярности… США: в иудаизме и христианстве принципы роста общины не отличаются, считает Рик Уоррен… Ватикан: Святой Престол выразил огромное удовлетворение по поводу установления ООН всеобщего моратория на смертную казнь…
| Россия: первая конференция, посвященная исламским интернет-СМИ на русском языке Пятница, 21 Декабря 2007 Исламский Рунет: без проповеди и политики? Первая конференция, посвященная исламским интернет-СМИ на русском языке, была приурочена к 5-летию портала «ИсламНьюс» Александр Солдатов Одному из ведущих исламских информационно-аналитических ресурсов русского Интернета (Рунета) - порталу «ИсламНьюс» - исполнилось пять лет. К этой дате была приурочена первая в своем роде открытая конференция «Интернет в жизни мусульман современной России. Исламский контент», состоявшаяся 19 декабря в Татарском доме Асадуллаева - важном центре духовно-культурной жизни татарской общины Москвы, расположенном на территории исторической Татарской слободы в Замоскворечье. Среди участников форума были известные мусульманские журналисты и публицисты, политологи, бывшие депутаты Государственной думы и «сочувствующие» представители немусульманских СМИ, в том числе Ваш покорный слуга. Помимо пленарного заседания, который вела Халида Хамидуллина и на котором выступили председатель Ассоциации «Собрание» Мухамед Саляхетдинов, экс-президент первого в России исламского банка «Бадр-Форте» Адалет Джабиев, экс-депутат Госдумы РФ Шамиль Султанов, редактор Интернет-портала «ИсламНьюс» Ринат Незаметдинов, зам. главного редактора Интернет-портала «Ислам.Ру» Абдулла Ринат Мухаметов, редактор сайта «ТатарНьюс» Айнур Сибгатуллин, главный редактор «Портала-Credo.Ru» Александр Солдатов, первый заместитель редактора журнала «Смысл» Орхан Джемаль ..., в рамках конференции прошли два круглых стола - «Исламский контент» и «Современные информационные технологии». Весьма эмоционально говорил только что сложивший свои депутатские полномочия мусульманский политик Шамиль Султанов. Он разделил и без того «разделенную исламскую умму» России на несколько групп, показав известную условность расхожей цифры в 20 млн. мусульманских граждан России. К «самой худшей» группе выступавший отнес более трех миллионов «мусульман-атеистов», которые открыто говорят о своем неверии в Бога, но тем не менее считают себя принадлежащими к «мусульманской традиции». Ко второй группе, тоже «весьма плохой», Султанов отнес «мусульман-еретиков», совмещающих коранические представление о Боге с разного рода оккультизмом, магизмом и суевериями. Таковых, по подсчетам политика, до двух миллионов. Наиболее многочисленную группу - численностью в 7-8 миллионов - составляют «лицемеры-мунафики», которые на словах принимают кораническое откровение и шариат, но на деле не выполняют элементарных предписаний ислама. Еще 5-6 миллионов отчасти следуют исламскому закону, но делают это «по традиции», в силу национальной принадлежности, особо не задумываясь над содержанием своей веры. Наконец, заключил Шамиль Султанов, только около 1 миллиона российских мусульман искренне исповедуют свою веру, совершают намаз и платят закят. Оценки бывшего депутата отличались категоричностью - около 95 % российских мусульман, по его сведениям, не совершают положенный намаз, а значит, согласно Сунне пророка Мухаммада, приравниваются к язычникам. Касаясь собственно задач исламских интернет-изданий, экс-депутат посоветовал сделать их главным приоритетом ценности, а не информацию. «В России у мусульман не сформирована исламская модель мира, - посетовал выступавший. - Но главное - нет примеров для подражания». Весьма пространное выступление Адалета Джабиева было посвящено всем возможным проблемам, беспокоящим современных российских мусульман. Он констатировал, что в любом государстве присутствует стремление «вогнать инакомыслие» в определенные рамки. Лишь в Интернете невозможно достичь этой цели, поэтому интернет-среда всегда будет оставаться альтернативной, обеспечивая свободу личности. Джабиев призвал создавать «индустрию по производству халяльного контента», однако тут же оговорился, что без участия государства сделать это невозможно. «Мусульманское журналистское сообщество России никогда не собиралось вместе», - с таких слов начал свой доклад один из «виновников торжества», руководитель портала «ИсламНьюс» Ринат Незаметдинов. Он предложил некий обобщенный вариант описания задач и мотиваций исламской журналистики в современном мире в целом. Исламская журналистика существует в контексте глобализации, где она пытается противостоять доминированию англо-американского информационного потока, «программирующего массовое сознание». Единственным позитивным опытом исламского противостояния этому потоку докладчик считает телеканал «Аль Джазира». Призвав исламские СМИ России проводить «внятную информационную политику», редактор «ИсламНьюс» констатировал, что более половину аудитории интернет-изданий мусульман составляют немусульмане. Отсюда - стремление «ИсламНьюс» не злоупотреблять религиозной и арабоязычной терминологией, не допускать проповеди ислама. Вместе с тем, Ринат Незаметдинов заверил, что «мусульманские СМИ не станут в погоне за рейтингом публиковать материалы, не соответствующие ценностным установкам ислама». Айнур Сибгатуллин из Татарстана сопроводил свой доклад видеопрезентацией профессиональных конкурсов журналистов в его Республики и внес на рассмотрение форума несколько практических предложений. Он предложил использовать опыт конкурса «Звезды Татнета» для организации премии мусульманских сайтов, которая, по его словам, не требует значительных средств. Более оригинальным было предложение Сибгатуллина создать домены первого уровня - ».islam» или ».muslim», которые, по его мнению, мог бы ожидать и коммерческий успех. О необычном опыте создания женщинами-мусульманками межконфессионального ресурса «Голубушка.com» рассказала руководитель общественной организации «Голубушка» Галина Альшабах. По ее наблюдениям, женщины вообще являются более активными потребителями продукции СМИ, а интернет-изданий - в особенности. Помимо разного рода форумов и клубов по интересом, организация «Голубушка» создала первый в России телефон доверия для женщин-мусульманок. Главный редактор «Портала-Credo.Ru» Александр Солдатов поздравил коллег из «ИсламНьюс» - одного из самых профессиональных информационно-аналитических ресурсов о религии на русском языке - с первым юбилеем, заметив, что два портала являются почти ровесниками («Портал-Credo.Ru» отмечал свое пятилетие в июне этого года). По словам выступавшего, исламский Интернет в России отличается известной «герметичностью», порой добровольно соглашаясь не выходить за рамки культурно-политического «гетто», в которое его помещает современная политическая система. С точки зрения Солдатова, не вполне органично выглядят попытки исламских интернет-изданий подыгрывать концепциям «традиционного ислама», обходить «острые углы» и предоставлять светским СМИ эксклюзивное право информировать общественность о преследованиях мусульман за их религиозные и политические убеждения. В условиях кризиса правовых институтов, особенно судебной власти, интернет-издания, пишущие о религии, становятся порой не только единственной площадкой, где жертвы дискриминации могут рассказать о своих проблемах, но и средством урегулирования конфликтов, гарантом того, что нарушения прав человека в сфере свободы совести не останутся, по крайней мере, незамеченными. Сын известного исламского политического деятеля публицист Орхан Джемаль посвятил свое выступление обоснованию тезиса о том, что ислам должен обрести в России «политическую субъектность», но поскольку это оказалось невозможным сделать через создание исламских партий, а позже - через участие в деятельности светских политических партий, то теперь формирование такой «субъектности» должен взять на себя исламский Интернет. На его пространстве, по мнению Джемаля, могут формулироваться политическая повестка дня, обсуждаться идеи и проекты усиления влияния мусульман на политическую жизнь страны. Подобные предложения вызвали полемику, которая продолжилась на круглом столе, во второй части конференции. Сопредседатель Совета Института свободы совести Сергей Мозговой назвал свой доклад «Коммуникационный менеджмент и исламское сообщество в России» (http://portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=703). «Интернет позволят формировать, структурировать исламское сообщество, ощущать с одной стороны некую исламскую солидарность и корпоративность, а с другой, видеть особенности разных сегментов исламского сообщества», - отметил докладчик. Сергей Мозговой обозначил одну из важнейших проблем «оборонительной» информационной политики исламских СМИ: » Ведь нередко с исламом отождествляют так называемый «политический ислам» или «исламизм», представляющий собой бескомпромиссную и зачастую воинственную идеологию и политическое течение. Особенно часто злоупотребляли такими некорректными сравнениями официальные государственные СМИ в период активной фазы «чеченской войны». Оперативно противостоять подобной «установке» было практически невозможно и в этом случае на выручку приходил Интернет. И хотя он не мог «перебить» разнузданную информационную агрессию против мусульманских организаций, тем не менее, ответная реакция была достаточно оперативной». На круглом столе продолжилась полемика Сергея Мозгового и правозащитника Рихарда Пантелейчука с Орханом Джемалем и некоторыми другими сторонниками «исламской политизации», в том числе через Интернет. Сторонники «светского» подхода призвали журналистское сообщество объединяться вокруг ценностей, а не интересов, напоминая об общих гражданских и политических правах россиян, которые подлежат защите вне зависимости от религиозных убеждений. Разумеется, в рамках конференции трудно было разрешить подобный, отчасти даже философско-политологический спор... Источник: Портал-Credo.ru |